Мама в сети  

Мама в сети, главная, новости

 

Наши странички

 

Растем и развиваемся

 

поделки своими руками

 

Маленький гурман

 

Семейные праздники

 

Отдых с детьми

 

Детская комната

 

Школа креативных мам

 

Красивая мама

 

Клуб "Мама в сети"

 

Наши друзья

 

 Форум Мамин град - территория вдохновения


Главная/Наши странички/Школьная пора/Трудности адаптации первоклассников к школе

Трудности адаптации первоклассников к школе.


Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби

Презентация в Power Point

Скачать>>>
Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.
  2. Психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адап­тации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум по проблеме.

(Слайд 1) Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
  6. Организация правильного питания ребенка.
  7. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
  8. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребенка со стороны всех членов семьи.
  2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  3. Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
  4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьно­му дню.
  5. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
  6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников).
  8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью.
  11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

 Взаимоотношение с ребёнком в семье.


   1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 3)
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.


Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-тонеобходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в про­цессе Вашего общения с малышом.

2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 4)

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

3. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 5)
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…


Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 6)
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что  у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 7-8)

  1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

-
-
Итоги и выводы:

-Помогать преодолевать детям адаптационный период.
-Оказывать детям поддержку.
-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Литература :

    • Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.
    • Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
    • Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростон-на-Дону. Феникс 2007 год.
    • Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.

©Материал подготовлен Канатенко Т.В., учителем 1 класса МОУ СОШ№4 г. Тимашевск, Краснодарский край

Поделись с друзьями:




Школьная пора

ЕГЭ
Портфолио ученика начальной школы, портфолио школьника - скачать шаблоны
Портфолио ученика старших классов. Структура и рекомендации по составлению портфолио школьника. Резюме для ВУЗа. Готовые шаблоны
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ
Родовое семейное дерево. Гинеалогическое дерево. Родословная. Шаблоны для скачивания
Герб семьи. Как нарисовать фамильный (семейный) герб для школы и детского сада. Шаблоны бесплатно.
Школьная форма 2022-2023 как выбрать
Школьная форма, примеры из истории
Сколько стоит собрать ребенка в школу?
Как правильно выбрать ранец для первоклассника
Адаптация первоклассника к школе
Трудности адаптации первоклассников (презентация ppt)
Правила дорожного движения для детей
Коллекция готовых рефератов для школы.
Интересные вебкамеры онлайн. Вебкамеры с животными, птицами, достопримечательностями мира
Выпускные платья
Прически на выпускной
Примеры мониторинговых и диагностических работ для 4 класса. Скачать
Обсуждаем проблемы подросткового периода

Яндекс.Метрика
Главная::Наши координаты::Реклама на сайте